Субкультуры
Армия "Алисы"
Альтернатива
Готика
Любера
Моды
Панки
Растаманы
Скинхеды
Hause
Хиппи
Хип-хоп

Дополнительно
Юмор
Аккорды
Интервью
Ссылки в тему
Об авторах

Связь
FAQ
Гостевая книга

Движение "люберов" примечательно уже тем, что оно является "чисто русским". Вспыхнуло оно неожиданно в Московском регионе Люберцы в начале 1986 года. Трепыхались ребята недолго - года два, но нашумели изрядно по всему СССР. Призрак грозных качков в клетчатых штанах, наводящих "порядок" на московских улицах, как тень отца Гамлета, запомнился надолго...

Откуда есть пошли русские любера

Были еще в 1983-84 годах такие банды - "моталки", состоявшие из казанской гопоты (это питерский, кстати говоря, термин). Приезжали они и в Белокаменную на гастрольный гоп-стоп. Грабили хорошо одетых аборигенов, куртки тырили с хладных трупов, шапки, обувь - и вечером того же дня уезжали обратно. В начале 70-х тем же самым занималась и подмосковная шпана - люберецкая в том числе, но до 1986 это были просто цветочки - так, мелкая уголовка...
Тяжелая атлетика издавна почиталась в Люберцах: там работала школа культуризма, существовали детско-юношеские школы по тяжелой атлетике. Логично, что увлеченные "железом" подростки оборудовали свои собственные залы в доступных местах, и это всячески поддерживалось молодежными организациями: как же, спорт все-таки, не клей пацаны в подвалах нюхают! Первые самодеятельные "качалки" были организованы еще в 1976-77. Кто начинал качаться, как правило, бросали пить и курить. Хотя никто за этим не следил и не принуждал, все держалось только на самосознании и стремлении поэффективнее «раскачаться». О наркоте и говорить нечего (да и не было её тогда фактически). Но многие развязали уже потом, когда по уши сидели в криминале. И путь к водке, шмали, коксу и героину занимал иногда меньше полугода.

Против "фашистов"

Ходило такое предположение, что якобы движение "люберов" было инициировано "сверху", слишком уж быстро и как бы ниоткуда оно возникло и со скоростью звука распространилось по стране. Пиздёжь и провокация. Просто очень удачно легли карты: перестройку объявили, пошло ослабление властей, начался расцвет неформальных движений всех видов. Вместе с панками, металлистами и прочей животинкой повылезли на свет Божий и люберы.
Конкретно неформалов пиздить начали не сразу. На ранних этапах (середина и конец 70-х) шли просто обычные дискотечные разборки между собой, драки район на район (в начале 80-х такие сходки стали обыденным явлением по всей стране, даже в новых районах относительно благополучной Москвы).
Потом - выезды на чужие территории. Махались с ребятами из соседних городов. С подольскими, например. Потом уже стали шуметь и в столице.
Начали, чтоб далеко не ходить, с территории Трех Вокзалов - ведь там конечная остановка люберецких электричек. Эта линия и стала фронтовой: любера частенько высаживались на Электрозаводской, ходили на Бауманскую - все ведь рядом! Понемногу "в гости" ездить перестали: слишком стало опасно. Тут-то и обратили внимание на неферов - ведь до знаменитого XXVII Съезда КПСС, на котором объявили «Перестройку», их в стране практически не было. Потом просто шляться по улицам стало лениво, подошли к вопросу более основательно: собирались душевной компанией (человек в 30-100) и подруливали к какому-нибудь неформальному мероприятию, заставая врасплох тусующихся.

И ведь изначально большинство люберов "второй волны" (то есть волны середины 80-х, которая и прославила движение) искренне считало себя патриотами, чистильщиками (типа сегодняшних бонхэдов). То есть гоп-стопом не занимались, простых пацанов, выглядящих "как все", не трогали. Ездили драться "за идею". Но это, как правило, быстро проходило, те, кто постарше - или кто поднабрался опыта - уже смекнули, что на этом можно не хило подработать. И уже к осени 1987-го - а это был расцвет движения - возвращавшиеся "с ходки" любера просто сумками везли домой трофеи.
А сперва очень многие любера искренне считали, что помогают очищать Родину от мрази, попавшей под тлетворное влияние зарубежной идеологии (примерно то же сегодня говорят бонхэды, преследуя рэпперов). А тогда всех считали фашистами. Металлистов, например. В этом немалую роль сыграла неуклюжая пропаганда комсомольских идеологов. Безобидная хард-поп-группа "KISS" с их песенками про любовь считалась чуть ли не нацистской агитбригадой (потому что они использовали две рунические S в "фирменном" написании, что наталкивало на мысль об СС). Ну, в итоге все поклонники heavy metal – т.е. предатели Родины, сторонники фашистских идей – попали под раздачу. "Смерть фашизму", бля...

И бились они долго и страстно...

Особенно серьезные столкновения происходили летом 1986 года в районе парка Сокольники и ЦПКиО им. Горького. Это было время, когда уже и советским музыкантам разрешили играть моднючий в то время хэви-металл (тогда появились "Ария", "Черный Кофе", "Коррозия Металла", "Шах", "Кросс"). Мутили сборные концерты на открытых площадках Сокольников и в Зеленом театре ЦПКиО. А любера специально приезжали организованными группами к окончанию действа, чтобы устроить мясо.
Менты подваливали, как правило, к шапочному разбору, чтобы повинтить не успевших смыться металлистов по "буханкам". А люберов практически не забирали. Только после нескольких смертельных исходов драк милиция все-таки зачесалась и стала блокировать люберов еще на высадках – в Выхино там или на вокзале. Но вяловато и не очень успешно... По легенде, московские металлисты даже предъявили в итоге ультиматум московской милиции, в котором просили либо не мешать побоищам - или хотя бы винтить всех по-честному, одинаково. Говорят, сработало...
Кстати, футбольных фанатов любера тоже метелили временами. Реже, конечно, чем прочих неферов, и далеко не все люберецкие группы этим занимались, но, в общем-то, дать в торец хулсу средний любер не отказывался.

Родоначальники гоп-стопа

Трофеи, снимаемые с неформалов, имели большое значение. Они все были самодельные, и их можно было пиздато загнать. Не забудь, о, часто дышащая жертва селекции, что во время расцвета движения "люберов" ничего из неферской атрибутики в стране не производилось и не продавалось. Началась эпоха гоп-стопа. Сначала курточки. Потом перешли на снимание обуви (тогда очень были модными и дефицитными кроссовки), маек, джинсов. Отбирали деньги, снимали сережки...
"Мама, я любера люблю! - пел тогда Шевчук. - Он не нюхает клей, он не курит траву, он отделает любого теоретика кун-фу. Каждый день из Москвы он мне привозит трофей: скальпы вражеских панков, амулеты хиппей. Мама! Я любера люблю!"

Любер + мусор = ...

Милиция к люберам, в общем-то, благоволила - особенно на первых порах, весной 1986-го. И к тому же менты сами довольно серьезно прессовали неформалов. Прошвырнуться по городу, как сейчас, с хаером, железом на шее, в майке "Iron Maiden" или с ирокезом (что вообще подобно харакири) просто было нереально.
Выходит, что в этом смысле любера фактически выполняли за ментов их работу. И вполне логично, что милиционеры восьмидесятых - последователи бравых оперативников прошлого - скорее поддерживали люберов, чем осуждали их.
Только после того как возмущенная общественность забеспокоилась всерьез (ну, было там несколько смертных случаев и громких грабежей), менты стали относиться к вопросу более внимательно.

А я милого узнаю по походке...

На заре движения любера (в конце 70-х) носили спортивные штаны на подтяжках, футболки и кеды или домашние тапочки… Короче, шлялись в одежде для спортзала. Так ходили и по люберецким кабакам, так стали и в Москву ездить: для начала в "Метелицу" (было такое легендарное заведение на Калининском проспекте. Теперь Новый Арбат. Казино там нынче). К середине 80-х форма стала презентабельнее: появились широкие штаны в крупную клетку и кепочки-малокозырочки.
Одним из принципиальных символов на раннем этапе для люберов были нагрудные значки с изображением Ленина. Это, ясен хуй, был элемент маскировки. Такой значок сильно деморализовывал врагов: неферов - потому что они привыкли считать соответствующую атрибутику символом государственности и его слуг. Терялись... Менты путались по той же причине, и на каком-то этапе из-за этих значков патрульные милиционеры принимали люберов за комсомольских дружинников.

Там, где живёт Паутиныч

Устроив несколько раз побоища в кафе и барах, любера создали некоторым из них крайне дурную репутацию. Многие местные стали бояться ходить в заведения. Фактически "люберскими" стали московские кафе "Времена года", "Витязь", "Глория"... (как в наше время никто из нормальных людей не сунется в "бандитскую" точку). В самих Люберцах пацаны отвисали в безалкогольном (тогда как раз шла борьба с алкоголизмом) кафе "Славянка". На дискотеки там набивалось по сто-двести качков. Разогревшись, многие из них рулили в Москву, останавливая порой рейсовые автобусы, выгоняя пассажиров и принуждая водилу везти их в город.

Ветер с моря дул

Почему люберы заполонили страну так быстро? Объясняем.
Основную рекламу движению сделала массовая пресса. Большая часть участников люберского движения вообще узнала о существовании люберов как таковых из газеты. Легендарный номер "Собеседника" (приложение к газете "Комсомольская правда"), прославивший люберов на весь СССР: №7, февраль 1987 года. Александр Куприянов, написавший Ту Самую Статью ("Люберцы без фонарей, или пасынки столицы"), еще тогда сделал верный вывод:
"Люберы - разрозненные группы подмосковных подростков, переливающиеся друг в друга как вода в сообщающихся сосудах. Снимает их милиция с платформы - они едут в Москву на автобусе. Выгоняют их из "Диалога" - они появляются во "Временах года"... приезжают в Москву, чтобы "весело провести время". Выпить в кафе, поддать жару металлистам, "снять" симпатичных девчонок на дискотеке... оравой влететь на станцию метро, скандируя: "Люберцы - центр России!" Вот уже и покатился слух о "мощной организации"...

Эпилог

В общем, схема вырисовывается банальная, как у всех: жила себе отчаянная и неприкаянная шпана, прессовала друг друга на танцульках, ходила на гоп-стоп, ездила полировать крупорушки пацанам из соседних районов. Кто-то садился, кто-то брался за ум, короче, шло обычное полууголовное мутилово. Потом нагрянула перестройка, и гопники нашли более удобную мишень - прессовать неформалов стало выгоднее и в экономическом, и идеологическом смыслах. Тем более что родная милиция, до того шугавшая шпану, новому уклону попустительствовала. Около года движуха шла незамеченной. Потом, при помощи властей или без присутствия оной, быть любером стало модно. И мода эта очень быстро распространилась по всему Подмосковью (под люберов начали работать команды из Долгопы, Красногорска, Электроуглей, Раменского, даже из Зеленограда), а далее - и по всей стране. Обалдевшие от безделья гопники самых отдаленных уголков СССР, получив инструкцию к действию, стали ездить в региональные культурные центры, чтобы намять бока местным неформалам и поживиться за их счет. Свои "любера" - это имя быстро стало нарицательным, - появились на Украине, в Сибири, Прибалтике, Белоруссии...
Огромное количество шпаны, не примкнувшей к какой-нибудь неформальной группе, узнали о том, кем они теперь могут стать. То есть парни, которым не нравилась музыка, не нравилось читать и думать, которые подыхали от скуки и бесцельности своей жизни, - они увидели в этом для себя выход. "Люберизм" стал неформальным объединением для "формалов", и в этом и заключается парадокс.
Уже к середине 1987 года идея, объединившая хулиганистых качков, слегка выдохлась. А еще спустя год, когда более старшие и хищные бойцы поняли, что у них есть сеть объединенных по территориальным признакам боевых групп, имеющих конспиративный и "военный" опыт, - ситуация стремительно изменилась.
Российский бандитизм уже поднимал голову, и очень скоро наиболее активные любера оказались "прикручены" к той или иной банде... Ну а потом на сцене появилось оружие. За ним, естественно, серьезные дела: рэкет, вымогательство, грабежи. Разборки из-за контроля территорий. Похищения. Пытки. Убийства. Наступали девяностые...
И для тех люберов, кто не вышел из дела к началу девяностых и активно включился в новую фазу движухи, шансов дожить до нашего времени было немного.

Что еще? По последним данным, в Подмосковье ещё не сгинули отголоски движения люберов, но о них знают только жители непосредственно города Люберцы и прилегающего к нему р-на. А неформальных движений - тех, с кем любера "боролись", - стало только больше, и они ещё разнообразнее и многочисленнее.
Впрочем, количество ещё не качество...

Любера в искусстве

Эхо люберецкого движения долетело и до деятелей искусства: прибалтийской модификации "люберизма" посвящен фильм "Меня зовут Арлекино" (1988), более поздней шовинистической ветви - "Луна-Парк" (1992). Песни на люберскую тематику (или с их упоминанием) написали "Мистер Твистер", "ДДТ", "Гражданская оборона". А группа "Любэ" вообще начала с эксплуатации этого смыслового пласта, недаром в самом первом их альбоме были песенки и про "Клетки" (это о штанах), и собственно про Люберцы ("Люберцы"). А на концертах первый гитарист группы щеголял в откровенно "люберской" униформе, включая кепочку-малокозырку (которая тоже не раз потом появлялась в песнях группы).

ЦЫТАТА

Как-то так повелось, что и мы, и все кто *^здил эту горемычную статейку, и те, кто был до нас, приводят в качестве иллюстрацЫи енту песню. И все пишут: так мол и так, "Эй, брат любер" группа "Гражданская оборона". Но мы вместе с камрадом Денисом откроем вам правду:
"Песню Эй, брат любер группа Гражданская Оборона не писала. Это песня сибирской группы Пинк энд Клаксон(Адольф Гитлер). В середине 80ых они были соратниками Летова. Автора конкретно зовут Лищенко. Их было два брата. Один умер давно, про вторго я не помню." (Денис)

А вот и она:

Мы не любим загадывать загадок,
от этих загадок один беспорядок.
А если кто-то одет не по форме,
бей его по роже - все будет в норме!

Эй, брат любер, где твой кастет?

Уж мы-то знаем, что нужно народу -
ишь ублюдки, почуяли свободу!
А ведь было же время в старухе Европе -
всех анархистов били по жопе!!!

Эй, брат любер, где твой кастет?

Мы родились и выросли в Люберцах,
в центре культуристической силы!
И мы верим: мечта наша сбудется,
станут Люберцы центром России!!!

Эй, брат любер, где твой кастет?
Любер, любер, любер, любер аллес...

Вернуться к НОВОСТЯМ Наверх


Hosted by uCoz